Всемирный Банк: российская коррупция крепнет

Всемирный Банк обнародовал результаты двух исследований институциональных и административных реформ, осуществленных в России за последние годы. Выводы всемирных банкиров неутешительны: реформы толком не идут, качество госуправления падает, а коррупция, наоборот, процветает. </P>
<P>Оба исследования Всемирного Банка (ВБ) — «Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы госуправления» и «Административная реформа и реформа госрегулирования в России. Устранение потенциальных источников коррупции» — проводились в период с ноября 2005 года по июль 2006 года; анализу при этом подверглись административные реформы, реформы госрегулирования и реформы бюджета за последние четыре года.</P>
<P>Финское лекарство от коррупции</P>
<P>Результаты исследований вместе составляют достаточно показательную картину современной российской действительности. Специалисты из ВБ обнаружили, что важнейшие институциональные реформы в России идут крайне низкими темпами и не приносят особого результата, и оттого качество госуправления непрерывно ухудшается. «Рост уровня коррупции, с одной стороны, отразится на способности государства завершить обширную программу институциональной и административной реформы, а с другой – негативно скажется на развитии частного сектора», –предупреждает ВБ.</P>
<P>Корень зла, по мнению экспертов ВБ, лежит в коррупции, которая постоянно душит антикоррупционные законы и реформы, не давая им работать в полную силу. Дело доходит до того, что законы, специально создававшиеся во имя борьбы с коррупцией (к примеру, ФЗ «О госзакупках в РФ» и «О лицензировании») не только не работают, но даже используются коррупционерами в своих корыстных целях. Общий уровень коррумпированности за последние несколько лет заметно выдрос. Так, число компаний, сообщивших исследователям из ВБ о высокой частоте взяток, за период с 2002 по 2005 год увеличилось с 13% до 21%.</P>
<P>Не выполняются и международные программы по борьбе с коррупцией: специалисты ВБ подчеркивают, что принятие в России конвенции ООН по борьбе с коррупцией и присоединение к инициативе G8 по выявлению коррупции среди высших должностных лиц в итоге ни на что не повлияло и ни к чему не привело – что уж говорить о выполнении местных противокоррупционных законов?</P>
<P>Одной коррупцией дело не ограничивается. Вторая проблема, на которую обращают внимание сотрудники ВБ – непрозрачность государственного управления. Согласно цифрам, приводимым ВБ, 60% опрошенных компаний главной проблемой при ведении бизнеса назвали неопределенность госрегулирования, которая не позволяет в полной мере доверять действиям государства.</P>
<P>Готовые решения по выходу из этого малоприятного положения ВБ давать не торопится, ограничившись лишь набором достаточно очевидных советов. Первым шагом в борьбе с коррупцией, по мнению ВБ, должны стать специальные противокоррупционные экспертизы, которые должны проводиться при рассмотрении любого законопроекта. Вторым шагом должно стать изучение опыта противокоррупционной борьбы в других странах; здесь ВБ обращает внимание, в частности, на Финляндию, в которой каждый подготавливаемый документ, будь то закон или распоряжение, вносится в специальный реестр, опубликованный в Интернете. Рекомендации ВБ опираются и на опыт других стран, в частности, Мексики, создавшей единые правила по введению новых лицензий, Южной Кореи, упростившей получение разрешений вводом электронной системы OPEN, и Латвии, призвавшей чиновников привлекать некоммерческие организации к работе над законопроектами. Правда, не стоит забывать пословицу: что русскому хорошо, то немцу смерть. ВБ рекомендует связать административную реформу, бюджетную реформу и реформу госрегулирования в одну программу и создать на местах стимулы для проведения реформ, а не только спускать распоряжения «сверху». По мнению ВБ, такими стимулами могут стать специальные образовательные программы для чиновников и дополнительное финансирование лучших практик ведения дел.</P>
<P>Бюрократическая гидра</P>
<P>Прогноз ВБ достаточно пессимистичен; тем интереснее мнение российских экспертов на этот счет, поэтому мы попросили Владимира Южакова, руководителя проектов Центра стратегических разработок, и Елену Панфилову, директора центра Transparency International Russia, прокомментировать выводы ВБ.</P>
<P>«Дело в том, что бюрократический аппарат в нашей стране растет, — объясняет Елена Панфилова, — и растет его влияние. Рыть себе яму – не в интересах ни одной бюрократии мира, включая российскую, ведь любые административные реформы и реформы государственной службы предполагают введение определенных ограничений для бюрократии, поэтому бюрократический саботаж в этом деле — понятие не эфемерное, а конкретное, и борьба бюрократии за сохранение источников незаконного обогащения входит в противоречие с самой концепцией административной реформы в России».</P>
<P>Владимир Южаков считает, что замедление реформ связано, прежде всего, с недостаточно эффективной работой государственного аппарата: «Главную роль сыграла неповоротливость государственной машины, из-за которой административная реформа началась на год позже, чем предполагалось. Во-вторых, засилье коррупционных механизмов является существенным препятствием для реализации институциональных реформ, реформ административного управления и государственной службы. Парадокс состоит в том, что сами реформы направлены на то, чтобы сократить уровень коррупции, а коррупция сопротивляется. Чиновники действуют по своему усмотрению».</P>
<P>Что касается рекомендаций Всемирного Банка, то и Владимир Южаков, и Елена Панфилова сошлись во мнении, что необходимо планомерно улучшать и укреплять систему управления, ограничивать бюрократию и делать процедуры более публичными. Руководитель проектов ЦСР подчеркнул: «Это один из ключевых моментов реализации реформ. Строго говоря, в административной реформе есть специальный раздел – развитие механизмов участия гражданского общества и бизнеса в решении всех вопросов, касающихся их интересов. Должны проводиться консультации с представителями этих групп, а не просто с абстрактными консультантами. Вот этого действительно не хватает. Очень важный момент – рекомендация Всемирного Банка создавать стимулы для введения реформ на местах. Он не является новым: этому принципу старается следовать МЭРТ и правительственная комиссия по административной реформе. Мало это просто понимать, нужно прилагать усилия в этом направлении. Механизмы этой мотивации реальны, надо только их активно использовать».</P>
<P>Эксперты сошлись во мнении, что ВБ неподдельно заинтересован в крепкой и сильной российской экономике, поскольку конкурентная и честная борьба между российскими и западными компаниями в спокойных экономических условиях означает выгоду и для самого ВБ. Взгляд со стороны часто оказывается более непредвзятым и объективным, нежели взгляд изнутри, и для борьбы с коррупцией определенно стоит взять рекомендации ВБ на вооружение, впрочем, не забывая о российской специфике.